Мировой рынок металлургического сырья: итоги января 2020 года

 

Турция и Китай как два центра мирового рынка

В январе 2020 г. своеобразными полюсами мирового рынка металлургического сырья стали Турция и Китай. Удешевление металлолома в Турции запустило процесс понижения цен в смежных секторах, который имеет все шансы продлиться и в феврале. В то же время, устойчивый спрос со стороны Китая обеспечивал повышение котировок на железную руду и коксующийся уголь, а также восстановление ферросплавов. Однако в феврале и эти рынки могут оказаться на спаде.

Металлолом

На протяжении второй половины декабря и первой декады января активность на турецком рынке металлолома была минимальной. Количество сделок по приобретению крупных партий импортного сырья исчислялось единицами, но зато стоимость материала HMS № 1&2 (80:20) находилась на отметке $300 за т CFR. На этой волне поднялись котировки на лом в Восточной Азии и цены по январским контрактам в США и Западной Европе.

Многие участники этого рынка ждали продолжения подъема, но его так и не произошло. Спрос на стальную продукцию в Турции и западных странах оказался после Нового года ниже ожидаемого. Металлургическим компаниям так и не удалось увеличить стоимость проката в той же степени, что и сырья. В конце декабря и начале января разница в ценах на металлолом и арматуру в Турции находилась вблизи минимальной отметки с 2016 г. Поэтому у сталелитейных заводов не было иного выхода как сокращать затраты.

В итоге поставщикам лома пришлось пойти на уступки. Сделки по-прежнему имели единичный характер, но цены пошли на спад. Очередным ориентиром стала покупка турецким мини-заводом партии британского металлолома по $277 за т CFR. И так как спрос остается ограниченным, котировки на металлолом в начале февраля, как ожидается, продолжат снижение.

Под влиянием падения в Турции подешевел металлолом и в других регионах. В Западной Европе его стоимость уменьшилась на 10-20 евро за т уже во второй половине января, а в США в конце месяца прогнозировался спад в размере $10-30 за т по февральским контрактам. При этом более мягкая, как ожидалась, зима способствовала более высоким объемам сборов, так что привычного сезонного дефицита металлолома сейчас не ощущается.

В Азии металлолом поднимался до середины января, но тоже пошел вниз под влиянием турецких событий. Одним из символов этой смены знака стало решение японской компании Tokyo Steel Manufacturing, крупнейшего потребителя металлолома в стране, понизить закупочные цены на своих заводах с 25 января. До этого она более двух месяцев их повышала.

Новогодние праздники по китайскому календарю резко понизили активность на азиатском рынке металлолома в конце января. Причем перед самой паузой некоторым потребителям удалось добиться уступок от американских и японских поставщиков. Это уже само по себе свидетельствовало об ожидании дальнейшего ценового спада в начале февраля. А в связи с событиями в Китае он выглядит практически неизбежным.

Цены на лом. Январь 2020

Железная руда

В течение первых двух декад января спотовые цены на железную руду находились на стабильно высоком уровне. Стоимость австралийского концентрата с 62% железа, поставляемого в Китай, колебалась в интервале от около $94 до более $97,5 за т CFR, а на торгах китайской товарной биржи DCE котировки по майскому контракту, как правило, превышали отметку 660 юаней ($95) за т. При этом в декабре руда неоднократно опускалась ниже границы $90 за т CFR Китай и ни разу не дошла до $95 за т.

Подорожанию ЖРС после Нового года способствовали несколько факторов. Прежде всего, китайские металлургические компании сохранили высокий уровень загрузки мощностей. В декабре выплавка стали в стране прибавила сразу 11,6% по сравнению с аналогичным месяцем годичной давности, достигнув 84,3 млн. т. Спрос на прокат оставался высоким, цены на него — тоже, так что у китайских металлургов были стимулы для поддержания максимальных объемов выпуска. Качество атмосферного воздуха в крупнейших городах КНР было приемлемым, поэтому меткомбинатам лишь изредка приходилось сбавлять выпуск по экологическим соображениям.

Соответственно, китайские компании продолжали закупать за рубежом большие объемы железной руды. Процесс накопления запасов перед новогодними праздниками завершился только в середине января. А в декабре в китайские порты прибыло из-за границы 101,3 млн т сырья, что стало вторым по величине показателем в истории.

До поступления тревожных событий из Уханя перспективы на февраль оценивались китайскими специалистами вполне оптимистично. В начале января было объявлено о новых капиталовложениях в инфраструктурные проекты, а в середине месяца было заключено торговое соглашение со США. Хотя фундаментальных противоречий оно не снимало, но давало Китаю некоторую передышку и временное снижение внешнего давления на экономику.

Наконец, из-за катастрофы в Бразилии в конце января 2019 г. экспорт сырья из этой страны в прошлом году сократился, а у австралийских компаний не нашлось резервных мощностей. Поэтому баланс спроса и предложения на мировом рынке ЖРС по итогам прошлого года был сведен с дефицитом. По оценкам аналитиков международных банков и инвестиционных компаний, восстановление равновесия на нем ожидается не раньше середины текущего года.

Вспышка коронавируса смешала все эти карты. Теперь конъюнктура мирового рынка железной руды, похоже, будет в значительной мере зависеть от способности китайских медиков справиться с эпидемией. Скорее всего, быстрого решения не произойдет, поэтому в начале февраля руда, как и другие сырьевые товары, понизится в цене.

Цены на ЖРС. Январь 2020

Коксующийся уголь

Благоприятная конъюнктура китайского рынка стали отразилась в первые две декады января и на состоянии коксующегося угля. Стоимость премиального австралийского «твердого» материала заметно прибавила с начала года и превысила $150 за т FOB — на $15-20 за т выше, чем в декабре.

Безусловно, одной из причин этого роста стал повышенный спрос со стороны Китая, где с начала года были отменены действовавшие в ноябре-декабре импортные ограничения. Кроме того, в последние годы в металлургической промышленности КНР происходит реорганизация. Старые заводы закрываются, а вместо них строятся новые, преимущественно, на побережье, в непосредственной близости от портов. В то же время, угледобыча в Китае уменьшается в традиционных «угольных» регионах в центральной части страны, смещаясь на окраины — в провинции Внутренняя Монголия и Синцзян. Вследствие этого с точки зрения логистики комбинатам выгоднее приобретать уголь за рубежом.

Активизировался спрос в январе и со стороны Индии. Правительство страны пообещало резко увеличить капиталовложения в инфраструктурное строительство и тем самым поддержало национальный рынок стали. Цены на прокат на нем пошли вверх, и индийские компании увеличили объемы выплавки стали и, соответственно, закупки сырья.

В то же время, причин для более существенного подорожания коксующегося угля не возникло. Катастрофические пожары в Австралии, как ни странно, никак не сказались на состоянии национальной угольной отрасли, так что объем предложения остался без изменений. Между тем, такие страны как Япония и Корея снизили выплавку стали и импорт угля, а в Китае конкуренцию австралийскому материалу оказывают поставки из Монголии и России.

По прогнозу правительства Австралии, в 2020 г. средний уровень цен на «твердый» коксующийся уголь должен составить около $150 за т FOB, так что существенных изменений в обозримом будущем не предвиделось. Но в краткосрочной перспективе китайский коронавирус может внести весьма существенные изменения в рыночную обстановку.

Уголь. Январь 2020

Ферросплавы

Массовые ферросплавы заметно укрепились в январе благодаря возросшему спросу, лучшей сбалансированности спроса и предложения, а также вследствие подорожания сырья, в первую очередь, марганцевой руды.

При этом наибольшее подорожание произошло в Европе, где цены на ферросилиций и марганцевые ферросплавы отошли от многолетних минимумов. Особенно значительным было повышение в марганцевом секторе. К середине января стоимость силикомарганца SiMn 65-17 на региональном рынке достигла 900-950 евро за т, что на 60-70 евро превысило уровень конца прошлого года.

Основной причиной этого подъема стала активизация регионального рынка стали. Видимый спрос и цены на стальную продукцию в странах Евросоюза пошли в рост, а металлургические компании приступили к закупкам сырья на ближайшие месяцы. Правда, подорожание оказалось непродолжительным. Ближе к концу января потребители, пополнив запасы, покинули рынок, а цены стабилизировались на новом уровне.

Более равномерным стало повышение цен на ферросилиций в Европе. Спрос на этот материал оживился сразу же после праздничной паузы. В результате поставщики в течение месяца смогли увеличить его стоимость, по меньшей мере, на 30-50 евро за т по сравнению с концом декабря, до около 1030-1050 евро за т. Правда, этот рост в немалой степени зависит от состояния европейского рынка проката.

В Китае ферросилиций сохранял стабильность в течение всего января. Внутренние цены на FeSi-75 так и остались в интервале 5900-6000 юаней за т ($753-766 без НДС), хотя в долларовом эквиваленте незначительно поднялись вследствие укрепления юаня по отношению к доллару. По этой же причине китайские компании увеличили экспортные котировки на данный материал, доведя их до $1100-1140 за т FOB.

Китайские производители ферросилиция сбалансировали рынок, сократив объемы выпуска в последние месяцы 2019 г. Но потребители в январе уже завершили предпраздничные закупки, так что видимый спрос практически сошел на нет уже в середине месяца.

Кроме того, на китайском рынке возникли некоторые излишки ферросилиция вследствие сужения внешних поставок после введения в 2018 г. 20%-ной экспортной пошлины. По данным Fastmarkets, в январе-ноябре 2019 г. китайский экспорт ферросилиция составил 329,3 тыс. т, на 39% меньше, чем в тот же период годом ранее. Китайцы уступают свои позиции под напором конкурентов из России и Малайзии.

По прогнозу китайской консалтинговой компании Mysteel, в 2020 г. средний уровень цен на ферросилиций будет близок к 5800 юаней за т, на 200 юаней меньше, чем годом ранее. Силикомарганец SiMn 65-17 подешевеет в большей степени, до около 6200 юаней за т по сравнению с 6650 юаней в 2019 г.

Однако на китайском рынке силикомарганца январь начался с повышения. Компания Hebei Steel на ежемесячном тендере приобрела этот материал по 6600 юаней за т, что соответствовало на это время $904 за т без НДС. На декабрьском тендере аналогичная покупка состоялась из расчета всего 5950 юаней за т.

Скачку цен способствовали такие факторы как подорожание марганцевого концентрата, высокие объемы производства стали, а также ограничение объемов предложения. Ферросплавные заводы в ряде провинций начали снижать загрузку мощностей после повышения тарифов на электроэнергию в начале зимы, а в январе некоторые компании досрочно остановились на новогодние каникулы.

Правда, рост цен на силикомарганец в Китае оказался непродолжительным. В середине января видимый спрос резко сузился, и последние партии этой продукции перед праздниками продавались по 6200 юаней за т и менее. Тогда это отступление могло считаться временным, но в нынешних обстоятельствах оно может продолжиться в феврале.

ФС. Январь 2020

Марганцевая руда

Цены на марганцевую руду в январе продолжили декабрьский подъем, обусловленный расширением спроса в Китае. Местные компании закупали сырье перед новогодними праздниками, дав поставщикам возможность поднять котировки. В наибольшей степени подорожало южноафриканское сырье, поставки которого к концу года сократились. Об этом, в частности, сообщила австралийская компания South32, ведущий экспортер марганцевой руды в мире.

В середине января южноафриканский концентрат с 37% марганца, который еще в конце ноября котировался на уровне $3,30 за 1% содержания марганца в сухой тонне (dmtu) без НДС CIF Тяньцзинь, достиг отметки $4,25 за dmtu. На этом уровне цены стабилизировались на праздничный период. По мнению поставщиков, в начале февраля они должны были еще немного прибавить.

Впрочем, на существенный рост в феврале участники рынка не слишком рассчитывали. По данным Fastmarkets, в январе-ноябре 2019 г. в Китай поступило 30,68 млн. т марганцевой руды, на 22,5% больше, чем в тот же период предыдущего года. А по статистике International Manganese Institute, за тот же период глобальное производство марганцевого концентрата выросло на 9,6% по сравнению с одиннадцатью месяцами 2018 г. - в гораздо большей степени, чем спрос.

Как и другие виды металлургического сырья, марганцевая руда находится в настоящее время в неопределенном положении. Эпидемия в Китае может перечеркнуть все прежние расклады и привести к «незапланированному» падению после новогодних праздников по китайскому календарю.

Mn концентрат. Январь 2020

Хромовая руда

Мировой рынок феррохрома прошел крайнюю точку спада в конце декабря, когда квартальные контракты в Европе были заключены с понижением на 1 цент за фунт по сравнению с четвертым кварталом 2019 г., а в Китае тендер, проведенный крупнейшим производителем нержавеющей стали Tsingshan Group показал понижение на 200 юаней за т по сравнению с уровнем месячной давности, до минимальной отметки с апреля 2016 г.

В начале января потребители увеличили закупки феррохрома и хромовой руды, стараясь пополнить запасы дешевым материалом. Это позволило поставщикам добиться повышения котировок. В частности, южноафриканский концентрат UG2 с 42%-ным содержанием оксида хрома, в декабре опустившийся до менее $130 за т CIF Китай, во второй половине января котировался уже более чем по $135 за т.

Несмотря на тревожные события в Китае поставщики хромовой руды перед новогодними праздниками по китайскому календарю достаточно оптимистично оценивали февральские перспективы. Традиционно цены на это сырье, а также феррохром и нержавеющую сталь росли после паузы под влиянием возросшего спроса.

К тому же, экспортеры руды после прошлогодних провалов начали ограничивать объемы предложения. В частности, компания Samancor, крупнейший производитель хромовой продукции в Южной Африке, сообщила, что в текущем году сократит поставки феррохрома на 20% по сравнению с 2019 г., а хромовой руды — на 29%. Ее примеру, как ожидается, последуют и некоторые другие поставщики, в частности, в Индии.

Cr концентрат. Январь 2020