Мировой рынок металлургического сырья: итоги ноября 2020 года
Взлетающий лом и тонущий уголь
Уровень цен на металлургическое сырье традиционно во многом определяется обстановкой в Китае. В ноябре этот рынок находился на подъеме, что способствовало подорожанию железной руды, ферросплавов и канадского коксующегося угля, который китайским компаниям приходится покупать вместо запрещенного австралийского. Также до более чем полуторалетних максимумов поднялся металлолом вследствие повышенного спроса в Турции и Юго-Восточной Азии.
Металлолом
Цены на металлолом в Турции постепенно росли с начала октября под влиянием растущих закупок местных компаний, получивших заказы на сортовой прокат на декабрь-январь. А в начале второй декады ноября котировки на материал HMS № 1&2 (80:20) превысили психологически важную отметку $300 за т CFR.
Однако последовавшее затем резкое укрепление турецкой валюты вызвало настоящий переворот. Металлургические компании, немного выждав, вернулись на рынок, а подъем долларовых котировок на арматуру и заготовку способствовал увеличению стоимости сырья до $340 за т CFR и более. В третьей декаде ноября предложения со стороны американских компаний зашкаливали за $345 за т CFR, а некоторые компании прогнозировали подорожание до более $350 за т. Но вследствие ослабления курса лиры дальнейший рост в декабре выглядит уже проблематичным.
Скачок в Турции способствовал подорожанию металлолома и в других регионах. Европейские и американские трейдеры при осуществлении внутренних поставок ограничились в ноябре минимальным повышением, но декабрь планируют более существенный подъем — не менее, чем на $20-30 за т.
В азиатских странах металлолом и так прибавлял в ноябре независимо от Турции. Этому способствовали сразу несколько причин. Экономический спад привел к острому дефициту этого сырья в Японии, так что местным компаниям в течение месяца пришлось несколько раз поднимать закупочные цены. А экспортные котировки в конце ноября вообще достигли $300 за т FOB для материала Н2.
В других странах предложение металлолома для азиатских покупателей тоже оказалось ограниченным вследствие проблем с перевозками. Из-за эффекта отложенного спроса резко возросли контейнерные поставки потребительских товаров в США и Западную Европу, а обратная отправка металлолома в Азию пока упала. Крупнотоннажных партий на рынке тоже сравнительно немного, так как значительная часть мирового тоннажа отвлечена на перевозки зерновых.
Наконец, увеличение экспорта заготовки в Китай способствовало расширению спроса на металлолом во Вьетнаме, а в Индии сезонный подъем переживает строительный сектор. Из-за этого потребление лома в Азии в ноябре заметно возросло.
Котировки на металлолом HMS № 1&2 (80:20) на азиатском рынке уже в первой половине ноября превысили отметку $320 за т CFR. А ближе к концу месяца крупнотоннажные партии продавались во Вьетнам и Индию из расчета $350 за т и более. Возможно, в декабре цены могут немного отступить, но высокий спрос все равно будет удерживать их на высоком уровне.
Железная руда
В ноябре китайские компании сократили выплавку стали. По данным национальной металлургической ассоциации CISA, во второй декаде она опустилась до минимального значения за последние пять месяцев. Тем не менее, это все равно достаточно много, а ажиотаж на местном рынке стальной продукции поднял вверх и железорудные котировки.
Начиная со второй декады ноября, значение спотового индекса Fastmarkets для австралийского концентрата с 62%-м содержанием железа стабильно превышало $120 за т CFR Китай, а во второй половине месяца не опускалось ниже $125 за т. На торгах китайской товарной биржи DCE руда достигала более 885 юаней ($134,5) за т.
По данным китайской статистики, в октябре местные компании в пятый раз подряд ввезли из-за рубежа более 100 млн. т руды в месяц. Более того, импорт, составивший 106,7 млн. т, почти на 15% превысил показатель аналогичного периода годичной давности. По сравнению с январем-октябрем 2019 г. Китай за десять месяцев закупил почти на 100 млн. т руды больше, что перекрыло снижение спроса со стороны других стран, вызванное эпидемией коронавируса.
При этом если в начале осени Австралия и Бразилия, два крупнейших экспортера ЖРС, увеличили поставки, превысив прошлогодний график, то в октябре они, наоборот, снизили свои показатели. Прежде всего, это коснулось бразильской компании Vale, которая сократила экспорт в Китай на 27,3% по сравнению с предыдущим месяцем. Всего за январь-октябрь бразильцы недопоставили в Китай более 22 млн. т ЖРС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ожидается, что в декабре стоимость железной руды в Китае несколько понизится, но вопрос об ее удешевлении до менее $100 за т CFR в обозримом будущем не стоит. Тем более, что в ближайшие месяцы в странах Южного полушария, скорее всего, будет выпадать повышенная норма осадков, а это может привести к перебоям с добычей и отгрузкой сырья.
Коксующийся уголь
Основным фактором, влияющим на состояние спотового рынка коксующегося угля, в ноябре оставался запрет на поставки австралийского сырья в Китай. При этом от разрыва, обусловленного политическими причинами, проиграли обе стороны.
В Китае внутренние цены на уголь находятся на многомесячных максимумов. Благодаря высокой загрузке меткомбинатов спрос на это сырье по-прежнему высокий, а вот объемы предложения не слишком велики. В самом Китае добыча угля в текущем году стагнирует. Из-за большого количества аварий с человеческими жертвами власти проводят тотальную проверку шахт, которая порой приводит к закрытию некоторых из них.
Импорт коксующегося угля в страну снизился в последние месяцы и без конфликта с Австралией. Просто закончились выделенные на этот год квоты. Правда, в третьей декаде ноября китайское правительство заявило о расширении лимитов, но импортерам коксующегося угля это не поможет. На спотовом рынке практически нет партий материала с доставкой раньше конца декабря.
Поставив под запрет импорт угля из Австралии, китайские власти практически лишили местных производителей кокса доступа к спотовому рынку. Премиальный материал, аналогичный по своему качеству австралийскому «твердому» углю, в принципе, поставляют канадские компании. Но они практически не работают на споте, да и стоимость доставки из Канады достаточно высокая. К концу декабря цены на канадский уголь превысили для китайских компаний отметку $160 за т CFR.
В то же время, австралийские экспортеры столкнулись с другой проблемой. Лишившись китайского рынка, они были вынуждены куда-то сбывать излишки. На волне панических распродаж котировки на премиальный «твердый» уголь впервые с лета 2016 г. упали до менее $100 за т FOB.
Правда, в конце прошедшего месяца ситуация несколько улучшилась. Возрос спрос на уголь со стороны Индии, в Японии возвращаются в строй доменные печи. Наконец, некоторые китайские компании рискнули заключить пару сделок с австралийцами с поставкой в первом квартале 2021 г. В некоторых случаях цены даже подскакивали до $108 за т FOB, но рынок все равно остается неустойчивым и очень волатильным.
Ферросплавы
На протяжении ноября массовые ферросплавы сохранили относительную стабильность. При этом по итогам месяца стоимость ферросилиция несколько возросла, тогда как марганцевая продукция понизилась на некоторых рынках.
В Китае повышению цен на ферросилиций способствовали общее повышение котировок на национальном рынке черных металлов, а также увеличение затрат ферросплавных заводов на сырье и электроэнергию. Производство ферросилиция в октябре незначительно возросло по сравнению сентябрем, но было на 3,5% меньше, чем в тот же месяц прошлого года, тогда как выплавка стали превысила показатель годичной давности на 12,7%.
В результате производители ферросплавов в течение ноября подняли цены на FeSi-75 примерно на 100 юаней ($15,2) за т и довели их к концу месяца до 6050-6100 юаней за т ($814-822 без НДС). Это самый высокий уровень с июля 2019 г. На торгах товарной биржи в Чжэньчжоу котировки на ферросилиций по январскому контракту на пике приблизились к отметке 6200 юаней за т и в некоторые дни превышали уровень силикомарганца.
Улучшение конъюнктуры наблюдалось и на других региональных рынках ферросилиция благодаря восстановлению мировой металлургической промышленности после коронавирусного кризиса, общему повышению котировок на стальную продукцию и эффекту отложенного спроса. При этом многие производители в Китае и других странах проводили осторожную политику, не спеша наращивать объемы выпуска.
Повышение цен на ферросилиций наблюдалось, в частности, в Европе, где стоимость FeSi-75 в середине ноября вышла в интервал 1000-1050 за т DDP. На настроения участников рынка повлияло то, что новые ограничительные меры, принятые в начале ноября вследствие обострения ситуации с коронавирусом, не затронули реальный сектор экономики, а впереди появились зримые перспективы массовой вакцинации. Экспортные котировки на китайский ферросилиций также возросли в течение месяца, достигнув $1120-1150 за т FOB.
Данные положительные тенденции не распространились на рынок марганцевых ферросплавов. Прежде всего, негативную роль сыграл избыток предложения. В частности, в Китае производство силикомарганца в октябре достигло наивысшего значения с января 2014 г. Кроме того, определенное давление на стоимость ферросплавов оказывала постепенно дешевеющая марганцевая руда.
В Китае сигналом для участников рынка стали результаты тендера, проведенного в начале ноября компанией Hebei Steel. Цена приобретенного ей силикомарганца оказалась на 50 юаней ($7,6) за т ниже, чем в предыдущем месяце. Вследствие этого стоимость данного материала на китайском рынке упала на 50-100 юаней за т по сравнению с предыдущим месяцем до 5800-5850 юаней за т ($780-788 без НДС).
Правда, во второй половине месяца котировки немного восстановились. Ряд мелких и средних заводов сократили или приостановили выпуск из-за падения рентабельности. А в провинции Внутренняя Монголия, которая является крупнейшим в стране центром производства марганцевых ферросплавов, возникли перебои с электроэнергией. Несмотря на ухудшение погоды в северных и северо-восточных провинциях в конце ноября производство стали в Китае остается на высоком уровне, и это тоже поддерживает рынок силикомарганца.
Во второй половине ноября повышение экспортных котировок смогли осуществить индийские компании, но перед этим силикомарганец SiMn65-17 подешевел у них, в среднем, до немногим более $850 за т FOB — минимальной отметки с конца июля. В Евросоюзе рынок силикомарганца в течение всего ноября был стабильным в интервале 850-900 евро за т DDP.
Информация с metallplace.ru