Мировой рынок металлургического сырья: итоги июня 2020 года

Сырьевая база роста

В июне стоимость металлургического сырья продолжала оказывать значительное влияние на рынки стальной продукции. Подорожание металлолома и железной руды способствовало подъему котировок на сортовой и листовой прокат в течение прошедшего месяца. В то же время, дороговизна сырья обусловлена, в основном, сокращением его поставок из-за карантинных ограничений. Как показывает пример марганцевой руды, как только объемы экспорта ресурсов восстанавливаются, цены начинают идти вниз.

Металлолом

На мировой рынок металлолома в июне действовали два основных фактора. Во-первых, спрос на этот материал повсеместно сократился вследствие снижения объемов выплавки стали. В прошедшем месяце оно мало где (если не считать Китай, Иран и Вьетнам) вернулось на докризисный уровень.

Во-вторых, ограниченными остаются и сборы металлолома. Прежде всего, это относится к западным странам, где значительная часть вторичного сырья приходится на промышленные отходы металлообрабатывающих предприятий. По большей части, они выпускают продукцию для автомобиле- и машиностроения, а эти отрасли все еще находятся в кризисном состоянии.

По этой причине в Европе, США и Японии в июне сохранялся дефицит высококачественного лома. В то же время объем предложения данного сырья в целом увеличился. На американском и европейском рынках это даже привело к его небольшому удешевлению во второй половине июня. Поставщикам не помогли даже возросшие объемы экспорта.

В последние несколько недель существенно нарастили закупки металлолома турецкие металлургические компании, которые рассчитывают в июле вернуться к практически докризисным объемам производства. В первой половине июня они очень активно пополняли запасы сырья, заключив ряд крупных сделок с поставщиками из Европы и Северной Америки.

Цены на материал HMS № 1&2 (80:20) при этом быстро достигли рубежа $265 за т CFR, наивысшего с середины марта, слегка перевалили за эту отметку в некоторых контрактах, но в середине месяца стабилизировались. Во второй половине июня покупательская активность турецких компаний снова упала практически до нуля. При этом металлурги настаивают на понижении котировок, указывая на невозможность дальнейшего роста цен на сортовой прокат на национальном рынке.

Похожим образом развивались события и в странах Восточной Азии. В начале июня региональные металлургические компании, восстанавливая производство после карантина, расширили спрос на металлолом. Ближе к середине месяца возобновили закупки после длительной паузы потребители из Индии и Бангладеша.

Удачным для себя стечением обстоятельств воспользовались, прежде всего, японские компании. Они смогли существенно потеснить на региональном рынке американских конкурентов и менее чем за месяц взвинтили цены на материал Н2 на $25-30 за т, доведя их почти до $250 за т FOB. Их товар пользовался высоким спросом в таких странах как Вьетнам и Тайвань.

Однако во второй половине июня и в Азии подъем цен застопорился вследствие некоторого ослабления спроса. Да и потребители, как правило, не готовы к дальнейшему подорожанию сырья. В регионе продолжается дождливый сезон, так что в ближайшее время покупательская активность, скорее всего, будет ограниченной. Это и в самом деле снижает вероятность возобновления роста цен на металлолом. А в случае расширения сборов в Японии и западных странах его стоимость может даже немного понизиться.

Слайд1.JPG

Железная руда

Спотовые цены на железную руду в последний рабочий день мая превысили $100 за т CFR для австралийского концентрата с 62%-м содержанием железа. Это случилось впервые с начала августа прошлого года. В дальнейшем котировки стабилизировались на новом уровне $100-105 за т и практически не покидали его в течение всего месяца. На китайской товарной бирже DCE железная руда, как правило, торговалась выше $105 за т по сентябрьскому контракту.

Непосредственным поводом для этого скачка стало обострение эпидемиологической обстановки на севере Бразилии. Из-за большого числа новых случаев коронавируса ведущей местной железорудной компании Vale пришлось сократить добычу сырья. Непосредственный ущерб для рынка от этого был минимальный, так как компания компенсировала снижение производства запасами руды в портах. Тем не менее, опасения специалистов по поводу возможного обострения сырьевого дефицита вызвали спекулятивный подъем.

Другой, причем более объективной и долгосрочной причиной подорожания железной руды стал повышенный спрос со стороны Китая. В мае местные металлургические компании установили новый рекорд по объему выплавки стали – 92,3 млн. т, причем средний уровень загрузки мощностей комбинатов увеличивался и дальше, превысив в середине июня отметку 92,6%. Китайский импорт ЖРС продолжает превышать прошлогодний график, а запасы сырья в китайских портах медленно уменьшаются, снизившись до уровня почти четырехлетней давности.

По оценкам экспертов, потребление стальной продукции в Китае в текущем году незначительно, но прибавит по сравнению с прошлым годом. Правительство страны не разрабатывало специальных программ по поддержке экономического роста, но увеличило капиталовложения в инфраструктурные проекты более чем на 50% по сравнению с 2019 г. Благодаря этому расширение спроса на прокат со стороны строительного сектора перекроет потери в автомобиле- и машиностроении, а также производстве бытовой техники.

Некоторое влияние на стоимость руды, вероятно, оказал и тот факт, что производство стали за пределами Китая в мае возросло по сравнению в предыдущим месяцем. В некоторых странах металлургические компании принимают решения о возвращении в строй доменных печей, остановленных в марте-апреле. Таким образом, глобальное потребление ЖРС прошло крайнюю точку спада.

В конце июня обстановка в Австралии и Бразилии, на долю которых приходится более 70% мирового экспорта железной руды, практически нормализовалась. Объемы поставок сырья из этих стран растут. Это должно привести к снижению стоимости сырья до менее $100 за т CFR Китай, хотя для более существенного удешевления будут нужны какие-то поводы.

Слайд2.JPG

Коксующийся уголь

Спотовый рынок коксующегося угля стагнировал на протяжении большей части июня. Стоимость высококачественного австралийского «твердого» материала находилась на уровне $106-109 за т FOB, и только в третьей декаде превысила отметку $110 за т.

Спрос на уголь на протяжении этого периода оставался на крупнейшем азиатском рынке весьма низким. Индийские металлургические компании пока и близко не восстановили докризисного объема закупок. Хотя ведущие производители в начале июня довели загрузку своих мощностей по выплавке чугуна до 55-85%, они пока не слишком нуждаются в приобретении новых партий на споте по причине наличия достаточных запасов. Японские и корейские компании получают коксующийся уголь сейчас, главным образом, по долгосрочным контрактам.

В Китае выплавка стали достигла рекордного значения в мае, но это почти не оказало влияния на объемы закупок импортного сырья. Его добыча выросла после карантина и в самом Китае, так что у меткомбинатов нет нехватки угля. К тому же, по некоторым данным, правительство КНР намерено ограничить импорт угля квотами, распространяющимися не только на энергетические, но и на коксующиеся марки.

Когда китайские компании все же приобретали новые партии качественного угля в Австралии, это всегда отражалось на ценах. Но такие случаи были за последний месяц довольно редкими. Пока обстановка с китайским импортом остается неопределенной, и это удерживает стоимость коксующегося угля на стабильно низком уровне.

Слайд3.JPG

Ферросплавы

Цены на массовые ферросплавы на большинстве рынков в июне снижались вследствие недостаточного спроса и избытка предложения. Тем более, что в связи с прекращением действия карантинных ограничений в ЮАР потеряла актуальность проблема дефицита марганцевой руды. Многие ферросплавные компании продолжали работать во время карантина или снижали выпуск в небольшой степени, так что теперь на рынке возник заметный избыток предложения.

Только в Китае в начале июня продолжилось начавшееся в предыдущем месяце повышение котировок на ферросилиций. На тендерах цены на материал FeSi-75 достигали 5950 юаней за т ($744 без НДС), а на споте этот материал прибавил до 5700 юаней за т и более. Однако в дальнейшем котировки стабилизировались на этой отметке или чуть ниже. Китайские ферросплавные заводы, ранее ограничивавшие объемы производства, снова нарастили обороты и тем самым насытили рынок своей продукцией.

На экспорте китайские компании пытались предлагать ферросилиций по ценам, доходящим до $1050 FOB, но спрос на их продукцию был практически нулевым вследствие наличия в продаже более дешевого материала из Малайзии, который предлагался в страны Азии по $980 за т FOB и дешевле.

В Европе FeSi-75, в конце мая опустившийся до менее 1000 евро за т DDP, в течение первой половины июня упал до 900-940 евро за т, что лишь незначительно превышает минимальную отметку апреля 2016 г. В середине месяца на рынке наступила стабилизация при очень слабом спросе, но поставщики опасаются нового понижения в третьем квартале. Производство стали в ЕС упало и не спешит восстанавливаться, а в портах скопилось много импортной продукции.

Падение в начале июня произошло и на европейском рынке марганцевых ферросплавов. В частности, силикомарганец SiMn 65-17 подешевел до менее 980 евро за т DDP. Причины спада и здесь заключались в сужении объемов потребления при наличии низкоценового импорта, в частности, из Украины.

Уменьшение стоимости данного материала наблюдалось на других региональных рынках. В частности, индийские компании вследствие избытка предложения были вынуждены вернуть внутренние цены на докризисный уровень несмотря на более дорогостоящую марганцевую руду. А экспортные продажи силикомарганца уже в первой декаде июня могли осуществляться менее чем по $900 за т FOB.

В Китае рынок марганцевых ферросплавов достиг своей высшей точки в конце мая, когда ряд тендеров, проведенных местными металлургическими компаниями, показали повышение цен по сравнению с предыдущим месяцем. На споте стоимость SiMn 65-17 превышала 7000 юаней за т ($875 без НДС). Однако затем рост предложения и удешевление руды привели к понижению, а в середине июня – и к стабилизации котировок на уровне около 6600 юаней за т.

Так как руда продолжает дешеветь, скорее всего, в июле вместе с ней продолжат спад и ферросплавы.

Слайд4.JPG

Марганцевая руда

Цены на марганцевую руду прошли пик подъема еще в апреле, когда в ЮАР, крупнейшем экспортере этого сырья, была более чем на месяц приостановлена добыча полезных ископаемых. В мае котировки еще держались на относительно высоком уровне, но в июне покатились вниз. Особенно, после того как с 1 июня южноафриканское правительство отменило ограничения для горнодобывающих предприятий.

Многие китайские компании приобрели руду еще в период ажиотажного спроса, а в мае и, особенно, июне это привело к падению объемов импорта. На рынке началась спекулятивная игра на понижение, подкрепляемая дешевеющими ферросплавами.

Стоимость южноафриканского концентрата с 37% марганца, на протяжении почти всего мая превышавшая $6 за 1% содержания марганца в сухой тонне (dmtu) без НДС CIF Тяньцзинь, в середине июня опустилась до менее $5 за dmtu, а к началу третьей декады – до $4,7 за dmtu, что соответствует уровню начала апреля.

Правда, к тому времени спад на рынке несколько затормозился. В ЮАР снова обострилась эпидемиологическая ситуация, так что некоторые участники рынка опасаются введения новых производственных ограничений. Но если в ближайшее время этого не произойдет, цены так и продолжат постепенно понижаться вследствие общей слабости ферросплавного сектора.

Слайд5.JPG

Хромовая руда

 

Хромовая руда, как и марганцевая, осуществила подъем в апреле вследствие приостановки поставок данного сырья из ЮАР. Однако на этом рынке инерции подъема хватило до начала июня когда стоимость южноафриканского концентрата UG2 с 42%-ным содержанием оксида хрома достигла на короткое время отметки $170 за т CIF Китай.

Подорожанию этого сырья более чем на 15% в течение мая способствовал подъем на китайском рынке феррохрома. Он достиг пика в начале июня, когда ряд тендеров показали повышение цен более чем на $35 за т по сравнению с предыдущим месяцем. Кроме того, дороговизне концентрата способствовало то, что некоторые рудники в ЮАР так и остались закрытыми несмотря на ослабление, а затем отмену карантина, а в некоторых портах возникли проблемы с отгрузкой.

Однако подъем на китайском рынке феррохрома оказался непродолжительным. Ряд компаний из различных стран оперативно нарастили экспорт этой продукции в КНР, что быстро привело к понижению котировок. Ослабление феррохрома потянуло за собой вниз и руду. Стоимость южноафриканского материала сократилась до $165 за т.

В конце июня новые тендеры, проведенные китайскими металлургическими компаниями, показали уже понижение стоимости феррохрома по июльским контрактам. Судя по всему, это приведет к дальнейшему удешевлению хромового концентрата.

 

Слайд6.JPG